Агентство журналистских
расследований «Москва»
Контакты Карта сайта Поиск
+7 (916) 396 00 32
info@zhurnalistskoe-rassledovanie.ru
11 Июля, Пятница$77.991.5
ПОИСК ПО САЙТУ
Градозащита Загрязнение окружающей среды Мошенничества Экономические преступления Превышение должностных полномочий Корпоративные конфликты Споры ЖКХ Банкротства Арбитражные споры Споры акционеров Дискриминация Гражданские споры Конкурентные войны Хищения Политические скандалы Судебный произвол Давление на бизнес Уплотнительная застройка Взятки Рейдерские атаки Коррупция

Эзотерика под запретом: законопроект вернули на доработку

12.05.2025 08:38 1036

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и юристы указывают на отсутствие четких определений «эзотерических услуг» и «услуг таролога» в законопроекте, что может привести к произвольному толкованию

Источник фото: ru.freepik.com

Правительство РФ вернуло на доработку инициированный депутатом Госдумы Андреем Свинцовым законопроект, направленный на запрет рекламы эзотерических услуг. Ранее депутат выражал уверенность в принятии закона в первом чтении весенней сессии.

Маги, ведьмы и космоэнергеты: кто будет под запретом

Свинцов объяснил необходимость законопроекта ростом рынка услуг тарологов, магов и гадалок. По данным социологических опросов, большинство россиян считают эту деятельность мошеннической, хотя конкретные цифры убытков депутат не предоставил.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и юристы указывают на отсутствие четких определений «эзотерических услуг» и «услуг таролога» в законопроекте, что может привести к произвольному толкованию. Юрист Валентина Стрельцова также отмечает отсутствие механизмов контроля за рекламой этих услуг в социальных сетях.

«Запретить рекламу экзотерических услуг, которые не имеют под собой научного обоснования — идея хорошая. Но, на мой взгляд, законопроект действительно нуждается в доработке. Во-первых, в нем нужно четко прописать критерии, по которым те или иные услуги можно отнести к эзотерике. Сейчас сам термин настолько широк, что может трактоваться совсем по-разному. И в итоге мы получим обратный эффект: Роскомнадзор будет блокировать всех. Как пример, исторические или познавательные ресурсы, которые упомянули какие-то магические ритуалы, проводившиеся в старину. Рекламировали? Нет. Но попадают сейчас под статью? Да. И вот это нужно исправить», — уточняет эксперт.

В пояснительной записке к новому закону, который был отправлен на доработку, перечислены 38 видов экзотерических и энергетических услуг, а также духовных практик. В этом списке есть не только «традиционные» ведьмы, маги, экстрасенсы или гадалки, но и популярные сейчас космоэнергеты, нумерологи, тарологи и даже астрологи. По логике авторов законопроекта, все услуги, которые перечислены в списке, не имеют под собой научного обоснования. А люди, которые предоставляют эти услуги — манипуляторы, которые для собственного обогащения обманывают россиян.

Авторы законопроекта также приводят в пример опыт других стран, в которых запрет рекламы «магических услуг» заметно сократил число мошенников. В числе этих стран — Китай и Индия.

Закон о рекламе и экстрасенсы-консультанты

Эксперт Валентина Стрельцова напоминает, что сейчас в России уже существует федеральный Закон о рекламе. И он запрещает распространение недостоверной информации, в том числе и о различных услугах.

«Фактически реклама тарологов и различных магов уже запрещена в нашей стране. Например, недавно региональная газета Коми была привлечена к административной ответственности за серию публикаций о местной ясновидящей и целительница. Она якобы лечит алкоголизм, наркоманию и предугадывает курс рубля. УФАС признал эти статьи в газете нарушением п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе», — объясняет Стрельцова.

Юрист добавляет, что многие маги, космоэнергеты и целители позиционируют свои услуги как консультации личностного роста. А значит, они не попадают под действие закона. Соответственно, в новом законе нужно доработать все нюансы, не оставлять в нем правовых неточностей. Иначе эзотерики найдут «лазейки», в том числе и переименуют свои услуги, чтобы и дальше обманывать людей.

«С официальными каналами информации ситуация проще: власти знают, как отслеживать контент и находить в нем неправомерную информацию. Гораздо сложнее с мессенджерами и социальными сетями. Как в них контролировать распространение сведений об экзотерических услугах? Еще сложнее, когда речь заходит о личных рекомендациях и отзывах. Это — ключевые пункты нового закона, и авторам предстоит еще над ними поработать», — заключает юрист.

Источник: Агентство журналистских расследований «Москва»
Гражданские споры, Арбитражные споры, Экономические преступления, Мошенничества
Пригласить журналистов
на судебное заседание
Журналистское
расследование – заказать!
Cудебный PR – предать
дело огласке!
Ваша история достойна эфира на ТВ?
Мы готовы вам помочь отправить ее по нужному адресу. Агентство журналистских расследований «Москва» сотрудничает с федеральными телеканалами в качестве информационного партнера. В случае заинтересованности, наиболее «интересные» истории могут быть переправлены нами в редакции популярных телепрограмм. Рассказать

Взаимодействие и партнерство

tass-e1552291245243.png