Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и юристы указывают на отсутствие четких определений «эзотерических услуг» и «услуг таролога» в законопроекте, что может привести к произвольному толкованию
Правительство РФ вернуло на доработку инициированный депутатом Госдумы Андреем Свинцовым законопроект, направленный на запрет рекламы эзотерических услуг. Ранее депутат выражал уверенность в принятии закона в первом чтении весенней сессии.
Маги, ведьмы и космоэнергеты: кто будет под запретом
Свинцов объяснил необходимость законопроекта ростом рынка услуг тарологов, магов и гадалок. По данным социологических опросов, большинство россиян считают эту деятельность мошеннической, хотя конкретные цифры убытков депутат не предоставил.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и юристы указывают на отсутствие четких определений «эзотерических услуг» и «услуг таролога» в законопроекте, что может привести к произвольному толкованию. Юрист Валентина Стрельцова также отмечает отсутствие механизмов контроля за рекламой этих услуг в социальных сетях.
«Запретить рекламу экзотерических услуг, которые не имеют под собой научного обоснования — идея хорошая. Но, на мой взгляд, законопроект действительно нуждается в доработке. Во-первых, в нем нужно четко прописать критерии, по которым те или иные услуги можно отнести к эзотерике. Сейчас сам термин настолько широк, что может трактоваться совсем по-разному. И в итоге мы получим обратный эффект: Роскомнадзор будет блокировать всех. Как пример, исторические или познавательные ресурсы, которые упомянули какие-то магические ритуалы, проводившиеся в старину. Рекламировали? Нет. Но попадают сейчас под статью? Да. И вот это нужно исправить», — уточняет эксперт.
В пояснительной записке к новому закону, который был отправлен на доработку, перечислены 38 видов экзотерических и энергетических услуг, а также духовных практик. В этом списке есть не только «традиционные» ведьмы, маги, экстрасенсы или гадалки, но и популярные сейчас космоэнергеты, нумерологи, тарологи и даже астрологи. По логике авторов законопроекта, все услуги, которые перечислены в списке, не имеют под собой научного обоснования. А люди, которые предоставляют эти услуги — манипуляторы, которые для собственного обогащения обманывают россиян.
Авторы законопроекта также приводят в пример опыт других стран, в которых запрет рекламы «магических услуг» заметно сократил число мошенников. В числе этих стран — Китай и Индия.
Закон о рекламе и экстрасенсы-консультанты
Эксперт Валентина Стрельцова напоминает, что сейчас в России уже существует федеральный Закон о рекламе. И он запрещает распространение недостоверной информации, в том числе и о различных услугах.
«Фактически реклама тарологов и различных магов уже запрещена в нашей стране. Например, недавно региональная газета Коми была привлечена к административной ответственности за серию публикаций о местной ясновидящей и целительница. Она якобы лечит алкоголизм, наркоманию и предугадывает курс рубля. УФАС признал эти статьи в газете нарушением п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе», — объясняет Стрельцова.
Юрист добавляет, что многие маги, космоэнергеты и целители позиционируют свои услуги как консультации личностного роста. А значит, они не попадают под действие закона. Соответственно, в новом законе нужно доработать все нюансы, не оставлять в нем правовых неточностей. Иначе эзотерики найдут «лазейки», в том числе и переименуют свои услуги, чтобы и дальше обманывать людей.
«С официальными каналами информации ситуация проще: власти знают, как отслеживать контент и находить в нем неправомерную информацию. Гораздо сложнее с мессенджерами и социальными сетями. Как в них контролировать распространение сведений об экзотерических услугах? Еще сложнее, когда речь заходит о личных рекомендациях и отзывах. Это — ключевые пункты нового закона, и авторам предстоит еще над ними поработать», — заключает юрист.
Источник: Агентство журналистских расследований «Москва»